суббота, 7 мая 2016 г.

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзаменам

   

Любые экзамены – стресс. Они требуют от человека мобилизации всех сил, и не только интеллектуальных. Рассчитывать, что пройти это нелегкое испытание удастся шутя, вряд ли стоит. Вопрос в другом: как сделать чтобы затраты труда, времени и нервов использовались с максимальной эффективностью и в конечном счете привели к достижению поставленной цели.

Подготовка физической формы учащихся

Конечно, экзамены – это прежде всего испытание ума и знаний. Но, чтобы выдержать экзаменационный марафон до конца, в первую очередь понадобится хорошая физическая форма. Значит, необходимо так построить свой режим, чтобы расходовать силы экономно, иначе их может не хватить до финиша.


Первое и необходимое условие – высыпаться. Считается, что для полноценного отдыха человеку требуется не меньше 8 часов сна в сутки. Впрочем, этот показатель индивидуален для каждого человека. Вот что советуют специалисты: 

1. Нужно избегать высоких подушек. Процессы кровообращения в мозгу протекают лучше, если голова лежит на низкой, почти плоской подушке, следовательно, организм восстанавливает силы быстрее и эффективнее. В случае, если для сна остается совсем мало времени, а выспаться все-таки надо, можно попробовать улечься вовсе без подушки.
2. Комната должна быть прохладной и хорошо проветренной. Очень полезна – не только во время экзаменов и других экстремальных ситуаций – привычка в любую погоду спать с открытым окном. Если на улице очень холодно, лучше взять лишнее одеяло. Но воздух в помещении должен быть свежим.
3. Не следует забывать про вечерний душ, который не должен быть ни слишком горячим, ни слишком холодным. Теплая вода смывает не только дневную грязь – она уносит усталость и напряжение, помогает расслабиться.

пятница, 6 мая 2016 г.

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзаменам




Организация адекватной двигательной активности

Норма двигательной активности для старших школьни­ков составляет 10 - 12 часов в неделю. 

Что же происходит с организмом, которого все больше и больше лишают движения?

Привычная поза (школа, курсы, занятия дома и у репетиторов) - положение сидя. Мышцы спины постоянно выполняют статическую работу. Она наиболее трудная как для самих мышц, так и управляющих ими нервных клеток. Длительное сидение утомляет. Результат – сутулость, которую нелегко исправить.

Неизбежное нарушение кровообращения - следующий неблагоприятный фактор.

Сердце, продвигая по сосудам кровь, может самостоятельно (стопроцентно) справиться с этой обязанностью лишь в том случае, если человек лежит. В вертикальном - сидя или стоя - ему необходима помощь в перекачивании крови по венозным сосудам. Ее оказывают мышцы или, как говорят физиологи, мышечный насос. Мышца, сокращаясь, утолщается и выталкивает кровь из близлежащих сосудов. В положении сидя такой насос не работает. А при длительных регулярных застоях крови мышечный слой венозных сосудов теряет эластичность и растягивается, что приводит к воспалению сосудов.


Страдает и дыхание. Оно поверхностно и поэтому диафрагма перестает массировать воротную вену и создавать разность давлений в грудной и брюшной полостях. Давно установленный факт: у птиц, выросших в тесных клетке, наблюдаются дегенеративные изменения в сердечной мышце. Выпущенные на волю они не могут активно двигаться и быстро погибают.

четверг, 5 мая 2016 г.

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзаменам



Профилактика нарушения зрения

Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами, активизирующие кровообраще­ние в области глаз и мозга. После этих упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее, особенно хорошо они снимают умственное утомление. В основе такого положительного эффекта определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга. Увеличение потока информации в течение рабо­чего дня требует сегодня профилактических мини-пауз через каждые 1,5-2 часа для охраны зрения.

Мини-пауза для глаз состоит из следующих упражнений:

1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 подряд с интервалом 15 секунд в течение 2 минут.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая го­ловы в течение 1 минуты.

3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону-2 минуты

Упражнения выполнять сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интер­валом 1 минута. Общая продолжительность занятий - 5-10 минут. Уп­ражнения 2 и 3 делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. По окончании работы для снятия утомления глаз желательно выполнить полный комплекс глазодвигательной гимнастики.

среда, 4 мая 2016 г.

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзаменам

Особенности питания во время подготовки к экзаменам

Без правильного питания невозможно поддерживать благо­приятный режим жизнедеятельности. Причем надо учитывать, что умственный труд не менее утомителен, чем физический, и восстановление энергетических потерь далеко не всегда экви­валентно количеству потребляемых калорий. Наоборот, пита­ние при интеллектуальной деятельности должно быть строго регламентировано и целенаправленно.

Интенсификация интеллектуальной деятельности неразрыв­но связана с оптимизацией питания. Для этого необходимо обеспечить поступление в организм. В процессе подготовки к экзаменам рекомендуется обратить внимание на введение в рацион не только основных пищевых компонентов, но и продуктов, содержащих витамины и микроэлементы.

вторник, 3 мая 2016 г.

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзаменам


Питьевой режим

Человек на 70% состоит из воды, а кора больших полуша­рий головного мозга содержит до 85% воды, кровь — не менее 80%.

Еще в прошлом веке учеными доказано, что при недостатке поступления воды в организм резко снижается не только физическая, но и умственная работоспособность, ослабляются внимание и память. Это обусловлено резким нарастанием количества продуктов жизнедеятельности клеток – метаболитов, которые, в свою очередь, смещая рН внутренней среды в кислую сторону, нарушают активность обмена веществ на клеточном уровне. Самыми чувствительными клетками организма к изменению рН внутренней среды являются нервные клетки. 




понедельник, 2 мая 2016 г.

Рекомендации для учащихся по подготовке к экзаменам

«Скорая помощь» в стрессовой ситуации


1. Дыхание: через глубокий вдох, задержку дыхания на пике вдоха и медленный выдох (после выдоха мысленное произнесение короткого слова). Ни в коем случае нельзя удлинять вдох, это влечет за собой гипервентиляцию мозга и измененное состояние. Противострессовое дыхание – главный компонент психосоматического равновесия. 
2. Минутная релаксация (мышечное расслабление): сосредоточиться на выражении лица и положении тела. Распустить мышцы, присоединить к этому глубокое дыхание с продолжительным вдохом. 
3. Необходимо оглядеться вокруг и очень медленно и внимательно осмотреть все, что находится вокруг. Мысленно перебрать все детали обстановки, провести своеобразную инвентаризацию. Это отвлекает от стрессового напряжения. 
4. Перед экзаменом аутотренинг: «Я все знаю, Я учился хорошо, Я могу сдать экзамен, Я сдам экзамен, Я уверен в своих знаниях. Спокойно» 
5. Если позволяют обстоятельства, необходимо покинуть помещение, где возник острый стресс и нужно как можно более и активнее включаться в какую-либо деятельность. Особенно мощный антистрессовый эффект имеет физический труд.